Главная страница   АКФК   Новости АКФК   Инструкторы АКФК   Традиции   Книги и статьи  
Перейти на главную

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 


Айкидо
Дзюдзюцу
Дзюдо
Каратэдо
Кёкусинкай
Кэндо
Кобудо
Ниндзюцу
Сумо
Тайдзюцу


Подсчет очков
   4-01-2010, 19:02 | раздел: Ката | посмотрело: 2157 чел. | добавил: Администратор

  
  
Подсчет очков5.1. Каждый судья оценивает выступление участника при помощи очков. Таблички с обозначением количество очков держаться в правой руке. Оценки в категории 1-3 присуждаются за каждое ката в диапазоне от 5,0 до 7,0 баллов путем вычитания штрафных очков. Оценки в категориях 4 и 5 (а,б) осуществляется, соответственно, в диапазоне от 6.0 до 8.0 баллов. В случае дисквалификации участника судьи показывают нулевую оценку. В результирующей оценке каждого судьи (т.е. после вычета штрафных очков) ориентиром служит средний балл, например, 7.0 при судействе в диапазоне от 6.0 до 8.0. В таком случае оценка "хорошо" может быть выражена в диапазоне 6.9-7.2 балла; очень хорошее, близкое к отличному исполнение может быть оценено в диапазоне 7.3-7.5. Оценки ниже 6.5 балла, соответственно, будут означать "неудовлетворительное" и "плохое" исполнение, а выше 7.5 балла - градации "отличных" исполнении (в исключительных случаях может быть оценено в 7.9 балла)

5.2. Соревнования по ката проводятся в 3 круга. В 1-ом круге отбираются 16 участников, во 2-ом круге - 8, 4 или 3 участника и в 3-ем круге определяются победитель и призеры. Когда счетчик суммирует баллы для каждого участника или команды в каждом круге, самые высокие и самые низкие оценки исключаются.

5.3. В случае ничейного результата учитываются самые низкие оценки (победитель определяется по более высокому баллу). В случае повторного ничейного результата учитываются самые высокие оценки (победитель также определяется по более высокому баллу). В случае последующего ничейного результата участники должны исполнить дополнительное ката по своему выбору.

5.4. При минимальной численности участников в категории (2-3 человека) судейская коллегия вправе устанавливать особый порядок выступлений участников и их оценки (в том числе выявлять суммарный балл по всем кругом) с целью выявления реального (совокупного) преимущества сильнейших участников. Принятые судейской коллегией решения должны быть своевременно доведены до сведения участников соревнований и их представителей.
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Судейство и квалификация судей
   3-01-2010, 18:40 | раздел: Ката | посмотрело: 2597 чел. | добавил: Администратор

  
  
Судейство и квалификация судейСоревнования обслуживаются четырьмя боковыми судьями и центральным судьей. Для обслуживания соревнований по ката также необходимы счетчик и информатор.

Вводятся три класса (категорий) судей по ката:
Класс А (первая категория) - 3-ий дан и выше
Судья класса А может судить соревнования по ката любого уровня.
Класс Б (вторая категория) - 2-ой дан
Судья класса Б может судить личные соревнования категорий 1,2 и 3 и командные соревнования категории 5а
Класс В (третья категория) - 1-ый дан
Судья класса В может судить только личные соревнования категорий 1 и 2.
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Перечень ката, исполняемых по категориям соревнований
   2-01-2010, 17:00 | раздел: Ката | посмотрело: 2514 чел. | добавил: Администратор

  
  
Перечень ката, исполняемых по категориям соревнованийКатегория 1. Голубые и желтые пояса
Ката по выбору:
- Тайкеку соно сан
- Пинан соно ити
- Пинан соно ни
- Пинан соно сан
- Сантин но ката

Категория 2. Зеленые пояса
- Ката по выбору
- Пинан соно ни
- Пинан соно сон
- Пинан соно ен
- Пинан соно го
- Гэкисай дои

Категория 3. Коричневые пояса
- Ката по выбору
- Пинан соно го
- Янцу
- Цуки но ката
- Сайха
- Тэнсё

Категория 4. Черные пояса
- Обязательные ката
- Пинан соно ён
- Пинан соно го
- Янцу
- Цуки но ката
- Сайха
- Тэнсё
- Ката по выбору
- Гэкисай Дай
- Гэкисай Сё
- Янцу
- Цуки но ката
- Сайха
- Тэнсё
- Канку Дай
- Сэйентин
- Сусихо
- Гарю
- Сэйпай
- Янцу, Цуки но ката и Сайха могут быть исполнены при свободном выборе, если они еще не исполнялись в
качестве обязательных ката

Категория 5а. Командные соревнования. Голубые и зеленые пояса
- Ката по выбору
- Пинан соно ни
- Пинан соно сан
- Пинан соно ен
- Пинан соно го
- Гэкисай Дай
- Цуки но ката

Категория 5б. Командные соревнования. Коричневые и черные пояса
- Ката по выбору
- Янцу
- Цуки но ката
- Сайха
- Гэкисай сё
- Канку Дай
- Сэйентин
- Сусихо
- Гарю
- Сэйпай
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Организация соревнований
   1-01-2010, 16:00 | раздел: Ката | посмотрело: 2596 чел. | добавил: Администратор

  
  
Организация соревнований1.1. Соревнования могут быть:
- командные (групповое исполнение ката тремя участниками команды)
- личными (индивидуальное исполнение)

1.2. Соревнования проводятся в двух возрастных категориях:
- младшей (среди юношей и девушек) - до 16 лет
- старшей (среди юниоров, юниорок и взрослых) - с 16 и старше.

1.3. Состав участников командных соревнований может быть:
- мужским
- женским
- смешанным.

1.4 Состав участников личных соревнований
- в младшей категории – смешанный
- в старшей - однородный (мужской или женский).

1.5. В ходе соревнований участники должны выполнять ката по выбору из перечня, предусмотренного для соответствующей категории (кат. 1-5), а также обязательные ката, предусмотренные для категории 4.
Соревнования проводятся в три круга. В соревнованиях категорий 1-3 и 5 участник или представитель команды перед каждым кругом представляют в письменном виде название ката, выбранного для исполнения. В отличие от этого, частник соревнований категории 4 (или его представитель) представляют заявку на ката только но второй и третий круг соревнований.
В первом круге участник выполняет обязательное ката, определяемое судейской коллегией (для участников категории 4). Название ката объявляется центральным судьей непосредственно перед выступлением участника. Название ката определяется путем "слепого жребия" из пакета, содержащего название ката, входящие в перечень "обязательных".
Во втором круге - ката по выбору.
В третьем круге (в финале) также ката по выбору, не повторяя при этом ранее выполненных ката. При необходимости повторного выполнения ката (за выход в следующий круг соревнований), участники должны выполнить ката по выбору, включая ранее не исполнявшуюся ими форму, в том числе из перечня "обязательных" ката.

1.6. Для определения порядка выступления участников соревнований, после каждого круга проводится жеребьевка.

1.7. Личные соревнования по ката проводятся по следующим категориям:
- Категория 1. Голубые и желтые пояса
- Категория 2. Зеленые пояса
- Категория 3. Коричневые пояса
- Категория 4. Черные пояса
Командные соревнования по ката проводятся по следующим категориям:
- Категория 5(а). Голубые, желтые и зеленые пояса;
- Категория 5(6). Коричневые и черные пояса
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Контроль дыхания
   16-07-2009, 06:30 | раздел: Ката | посмотрело: 3448 чел. | добавил: Администратор

  
  
Контроль дыханияКонтроль дыхания в ката - это жизненно важный момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких. Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.

"Человек, который овладел правильным контролем дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время землятресения и пожара." - Масутацу Ояма.

Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и является таким же важным для правильного применения техники, как и физическая сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и умственно расслаблен, его дыхание - спокойное, глубокое и ровное. Когда он нервный или взбудораженный, дыхание - более быстрое и мелкое. Если вы увидите кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над собой, обратите внимание на дикие колебания его дыхания. Изучение контролирования дыхания успокоит нервы, привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь. Даже в самых базовых ката, должна быть идеальная координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох. Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы когда-нибудь окажетесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на лицо, вы поймете, что значит - быть живым, и вы познаете могучую близость с элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Моменты Напряжения Силы
   15-07-2009, 21:54 | раздел: Ката | посмотрело: 2100 чел. | добавил: Администратор

  
  
Моменты Напряжения СилыПод моментами напряжения силы имеется в виду, что концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые движения выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии, позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке чистой сфокусированной энергии. Техники, сопровождаемые киай - это обычно высокие моменты ката, и сила - полная. Временами сила идет от твердости тела, как Земля, недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды - сила происходит от приспособляемости и способности протекать через движения. Сила может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая, чтобы к ней приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что вас невозможно остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство, что его никогда невозможно схватить, он - как морской ветер. Выше этих элементов - Вакуум (пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не оставляя сомнений в полном контроле, которым владеет каратэка. Занимаясь каратэ, студент придет к оценке моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают. Не путайте моменты напряжения силы с физическим напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная сила происходит из гибкости и скорости движения.
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Темп техники
   14-07-2009, 20:05 | раздел: Ката | посмотрело: 2321 чел. | добавил: Администратор

  
  
Темп техникиВ ката постоянно имеет место смена темпа техник. Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить последовательность шагов; это занимает относительно короткое время. После этого студент учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с моментом медленного напряжения. Таким способом он доводит ката до его высоких моментов с плавностью и осознанием цели. Он также обнаруживает те комбинации, которые выполняются в быстром потоке, а также те комбинации, которые выполняются в уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы сбить с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим - его способность защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких моментов концентрации энергии, не может быть грации, а значит и ничего, кроме танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно колеблющийся ритм и соответственно адаптироваться. Если боец не может так адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и возможно, будет реагировать, не представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего никогда невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это необходимо, и “контролируемой свирепости", когда темп увеличивается. Это универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер - это тот, кто научился контролировать темп во всем движении и осознавать, когда появляется необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать тяжело, с грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это более соответствует ситуации.
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Три принципа тренировки ката
   13-07-2009, 15:10 | раздел: Ката | посмотрело: 2062 чел. | добавил: Администратор

  
  
Три принципа тренировки катаКак уже указывалось, вовремя тренировки, с целью усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни капли умственной усталости. Сосай Масутацу Ояма тренировался выполнять 100 ката каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Масутацу Оямы, эти три принципа такие:

1. Темп техники
2. Точки напряжения силы
3. Контроль дыхания

В тренировках под руководством Сосая эти моменты постоянно подчеркивались. Работая по очереди с каждым моментом, затем объединяя все три в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному выполнению впечатляющего ката увеличивается в значительной мере. Давайте посмотрим индивидуально на каждый момент, чтобы в более полном объеме понять их значение. Будучи каратека, мы должны помнить важность роли ката в нашем искусстве. Концентрируясь на тех моментах мастерства, как было обрисовано выше, мы добьемся быстрого усиления контроля в ката, в прямом соотношении с количеством правильных, сконцентрированных тренировок.
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Роль ката на тренировках
   12-07-2009, 13:40 | раздел: Ката | посмотрело: 2402 чел. | добавил: Администратор

  
  
Роль ката на тренировкахПо словам Масутацу Оямы, основные ката так близки к “священным писаниям каратэ”, как только можно подойти. В “Это каратэ” он говорит : “Повторная тренировка основных (ката) делает возможным свободное выражение в движении остальных более продвинутых (ката)”. Далее Сосай говорит, что в пяти ката Пинан содержатся все боевые позиции и техники, в богатом спектре технических вариаций. Как упоминалось в предыдущих главах, Сосай также утверждал, что и в продвинутых ката, Теншо - самое обязательное. В связи с этим привести еще одну цитату из “Это каратэ”: "Теншо - это базовая иллюстрация определения каратэ, выведенная из китайского кемпо, как техника кругов, основанных на точках." Вновь Сосай говорит: "Человек, который тысячи раз сделал (ката) Теншо, и хорошо понимает его теорию, может не только отразить любую атаку, но и всегда сможет найти преимущество для себя в любой атаке, и всегда сможет идеально защитить себя". Теншо должно стать первым объектом для тренировки, так как являясь психологической и теоречической основой тренировки каратэ, а также центральным элементом в базовых упражнениях каратэ, оно включает распространенные техники, блоки и удары, и тесно связано с самой сущностью каратэ.

Таким образом, всем нам следует глубоко изучить Теншо, для того чтобы овладеть каратэ надлежащим образом. Теншо и Санчин объединились и предлагают глубочайший взгляд на динамические принципы каратэ, Санчин - на Янг (Уо, Твердый) аспекты силы (энергии) каратэ, а Теншо - Йин (Ин, Мягкий). Понимание каратэ каждого разительно улучшиться при тщательном изучении ката Теншо. Вероятно, одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности ката является следующая цитата из Кенва Мабуни (Основателя Шито-Рю): "Самым важным в каратэ являются Номинальные Упражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения По этой причине мы должны в совершенстве знать их аналитическую значимость, и мы должны правильно их выполнять". Хотя возможно есть люди которые думают, что можно игнорировать сами номинальные упражнения и заниматься только боевой практикой, такое отношение никогда не приведет к реальному прогрессу в каратэ.

Тренировка только номинальных упражнений однако, не достаточна для полноценного действия. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног и кистей сильными и живыми. В дополнение, каждый должен научиться менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя. Достаточно одного - двух номинальных упражнений, если заниматься ими правильно и до такой степени, когда они становятся его собственными. Другие упражнения тогда послужат как материал для изучения или ссылки. Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нем нет глубины. Не зависимо оттого, сколько номинальных упражнений он может знать, если он не достаточно их оттренировал, они будут бесполезными. Учитесь хорошо и тренируйтесь тщательно в двух или трех формах, и когда придет время их использовать, вы, не осознавая этого, выполните их более эффективно, чем могли бы подумать. Другим моментом, на котором необходимо акцентировать внимание, является правильная тренировка. Если методы вашей тренировки не верны, то не имеет значения, в скольких тренировочных боях вы приняли участие, или сколько камней или досок вы пытаетесь разбить, потому что плохие привычки принесут вам только неудачу.

Хотя верно то, что номинальные упражнения составляют самую важную часть каратэ, не следует игнорировать тренировочный бой и тренировку в разбивании камней, досок и прочего. Путь к действительно эффективному каратэ - избегать ленность и практиковаться серьезно с мыслью о том, что номинальные упражнения - это 50 процентов вашей работы, а остаток вашей тренировки - другие 50 процентов.

Одним из самых вдохновляющих опытов в жизни каратека может быть наблюдение мастерского исполнения ката Здесь -интеграция движений и силы, чистота жеста, которая электризует атмосферу, не оставляя в душе сомнения в силе и красоте искусства каратэ. Именно к такому уровню совершенства в ката необходимо стремиться. В тренировке ката, опыт должен быть живым. Концентрация на имеющейся задаче - всеохватывающая, и эта умственная погруженность отражается в полном физическом истощении в результате. Если человек концентрируется глубоко и выполняет ката в полном объеме, как будто находясь в ситуации выбора между жизнью и смертью, физические требования - поразительные. Ката практикуется при полной свободе воображения. Это помогает повысить эмоциональную насыщенность во время тренировок ката. Период мокусо перед выполнением ката - это как спокойствие перед штормом. Занимающийся каратэ проходит через интенсивную смену сознания, намеренный шаг вперед в умственной осведомленности.
Для старших студентов оружие становится естественным шагом вперед в искусстве каратэ-до. Оружие учит студента важности фокуса и балансного контроля. Каратэка видят в своем воображении вокруг себя много сильных противников, против которых ему нужно биться, как будто защищая свою жизнь. Движения отражают его напряженные умственные процессы, и можно почувствовать энергию его ауры. Атмосфера электризуется от силы выполнения, и личность каратэки наполняет додже. По окончании ката электризованность потухает, каратэка возвращается в себя. Это подобно похождению циклона, после которого все возвращается к напряженному спокойствию. Такая поглощенность тренирует тело, дисциплинирует ум и подковывает дух. Расширяется понимание техники. Не будет преувеличением сказать, что глубочайшая способность проникновения в суть каратэ появляется при интенсивных тренировках ката. Тысячи сконцентрированных повторений ката приводят к сверхъестественной координации и высокоотточеной чувствительности в кумитэ. Это позволяет каратэка знать, когда его противник собирается сделать движение даже раньше, когда это знает сам противник, и он идеально реагирует, находясь в состоянии, когда ум свободен от предварительного обдумывания или беспокойства. Движения человека, который овладел ката, кажутся такими легкими и не требующими усилий, они изобличают годы тренировок, необходимых для того, чтобы достичь такого уровня. Не только развитие техник обеспечивается практикованием ката, студенту также предоставлена возможность развивать сильный характер, превозмогая многие преграды на пути овладения этим искусством. При введении турниров и спортивного аспекта в каратэ за несколько последних десятилетий, роль ката в тренировке некоторых каратека значительно изменилась. Однако, без ката каратека вскоре сталкивается со стеной, через которую он, кажется, не может пройти. Он не способен развить эту наэлектролизованность мастера, которая исходит и наполняет собой атмосферу. Каратека, не обращающий внимания на ката, обманывает себя. Вскоре физические характеристики начнут увядать, и он останется только с воспоминаниями о том, каким он был раньше.

Факт в том, что именно многочасовыми занятиями ката, на которых иногда практикуется только одно или два ката, и повторяются вновь и вновь, можно развить в себе истинное чувство силы, которое окружает настоящего каратека. Сосай Ояма выполнял ката 100 раз ежедневно в дни уединения в горах. Такие тренировки не только развивают превосходные техники, но также действуют как форма медитации для тренировки духа.

Ката было жизненно важной частью тренировок со времен первых опознаваемых корней, когда в монастыре Шаолинь в 520 в. появился Бодхидхарма. Каратэ сегодня развивается со скоростью, никогда прежде не ведомой, и все каратека несут безмерный груз ответственности за сохранение сущности искусства, которое в наиболее прекрасной и отчетливой форме проявляется в ката. Тот, кто не практикует ката, не занимается истинным искусством каратэ вообще. Ката, конечно, не ограничено только для молодых и проворных. Факт в том, что одним из самых замечательных моментов в ката является то, что ката могут заниматься не зависимо от возраста и состояния. Это прекрасный метод физической тренировки, и он может выполняться со скоростью, наиболее удобной для индивидуального занимающегося. Кажется, не существует лучше формы упражнения для человечества вообще, чем ката. Вы сами должны изучить полный предел ваших способностей. Как все стремления, направленные на развитие тела, ума и духа, этот опыт - очень личностный и достигнутые результаты находятся в прямом соотношении с глубиной концентрации и временем, потраченном на занятия.


  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Суть и система ката Кёкусинкай
   11-07-2009, 12:14 | раздел: Ката | посмотрело: 3780 чел. | добавил: Администратор

  
  
Суть и система ката КёкусинкайКата - традиционные канонизированные комплексы комбинаций. Так же, как изучение базовой техники (кихон) или комбинация (рэнраку), ката в каратэ выполняются без партнера. Как и в кихоне, в ката канонизация связана с отбором во многих отношениях самого существенного для боевого искусства. Ката - "форма", в которую "отливается" техника каратэ. В отличие от кихона и рэнраку, где подразумевается взаимодействие с одним противником, ката представляет собой "хореографические" композиции боя с "тенями" нескольких противников. В этом, кстати, отражена исконная специфика каратэ как искусства Будо.

Ката — уникальное средство обучения, характерное для всей дальневосточной культурной традиции. Это своеобразные двигательные тексты, которые позволяют передавать информацию от учителя к ученику из поколения в поколение. Через освоение ката и постижение их смысла в действии осуществляется преемственность традиции, происходит приобщение к искусству старых мастеров, как бы духовное единение с носителями сокровенных знаний. Но это, разумеется, тогда, когда сохраняется восточное отношение к ката. К сожалению, на Западе нередко преобладает формальный подход к ката, что закономерно ведет к обессмысливанию этих шедевров культурной традиции и даже к отказу от них. Между тем глубокое изучение ката — живых завещаний выдающихся мастеров — открывает неистощимый источник физического, технического и духовного развития.

Ката — лицо определенного стиля каратэ и один из краеугольных камней любой традиционной школы. Выполнение этих упражнений способствует шлифовке основных видов базовой и комбинационной техники, развивает чувство пространства, позволяет улучшить периферийное зрение, становится школой дыхательного контроля и активной медитации. В походах к выполнению ката, в трактовках канонических элементов и комбинаций, в отборе тех или иных комплексов для обучения, в самой прогрессии освоения ката разных степеней сложности проявляются особенности школы. В Кёкусинкай, где главной точкой отсчета является реальность борьбы, высший смысл выполнения ката состоит в медитативном воссоздании, сотворении этой реальности.
Каждое ката изначально имеет свой образ, характер, ритм, энергетический потенциал. Чтобы вдохнуть в мертвую форму жизнь, необходимо погрузить собственное "я" в "течение" ката. Если это удается, то тем самым преодолевается дуализм собственной личности и создаются условия для перехода в искомое измененное состояние сознания, столь необходимое для эффективного ведения боя. Такой подход ничего общего не имеет с внешне демонстративным, но по сути пустым выполнением технических трюков. В Кёкусинкай выполнение ката помимо стилевых требований должно быть "прозрачно" для стороннего наблюдателя по смыслу применяемой техники и убедительно в отношении ее реальной эффективности. Уровень выполнения ката является безошибочным показателем технического мастерства и духовной зрелости каратиста. Ката разной степени сложности подобны ступеням, по которым ученик восходит к вершинам боевого искусства.

В Кёкусинкай в настоящее время вся система подготовки включает 20 основных ката, охватывающих все ступени подготовки. Их условная классификация по степени сложности позволяет выделить несколько групп.

Простейшие базовые ката представлены 1, 2 и 3 ката из группы Тай-кёку, которые известны во многих школах. Естественно, что и здесь, и в других подобных случаях при сохранении общей схемы выполнение ката имеет свою стилевую специфку. Простые базовые ката представлены 1,2 и 3 ката из группы Пинан (в других школах они именуются Хэйан), а 4 и 5 ката из этой же группы можно отнести к усложненным базовым ката. Ката Тайкёку и Пинан составляют тот "джентльменский набор", которым должны владеть представители любой школы в ареале соответствующей традиции.

Более специфичными и фундаментальными для Кёкусинкай являются ката Сантин и Тэнсё, выполняемые с силовым дыханием Ибуки. Это мощные медитативные комплексы. Несмотря на то что эти ката выполняются медленно и с предельной концентрацией, в них заложено все, что необходимо для формирования аппарата для борьбы и соответствующего духа. Эти ката заимствованы из Годзю-рю, но способ исполнения их в Кёкусинкай изменен. Совершенно иначе ката такого рода (прежде всего Сантин) выполняются в других школах. В Кёкусинкай Сантин можно считать базовой дыхательной ката, а Тэнсё — усложненной дыхательной ката. Помимо названных имеется еще 10 ката, в гораздо большей степени специфичных (за редкими исключениями) именно для Кёкусинкай. Это усложненные ката (Цуки-но-ката, Янцу, Сайфа, Гэкусай дай и Гэкусай сё), сложные ката (Сэйентин и Канку) и высшие ката (Суси хо, Гарю и Сэйпай).

В целом приведенная классификация отражает возрастание степени сложности в ката, что выражается в общепринятом порядке их изучения. Однако в методическом плане важно также учитывать технико -стилевые и генетические связи, которые существуют во всем комплексе ката Кёкусинкай.
Одна линия идет от простейшей базовой ката Тайкёку 1 к ката группы Пинан и далее к Канку. По существу, в Канку обобщается техника, которая встречается во всех ката Пинан. Последние в свою очередь содержат все, что есть в Тайкёку, но в усложненном виде. Исторически сформировавшиеся сложные и протяженные мастерские ката, такие как Канку, издавна служили эталонами и показателями достигнутого в области искусства, Полноценное освоение таких комплексов требовало постоянного общения с наставником, что и было нормой в элитарных школах боевых искусств средневекового типа. Однако в XX веке, когда каратэ стало достоянием массового изучения и во многом изменились сами условия обучения, в чисто методических целях потребовались поэтапные упрощения сложных мастерских ката, вплоть до самых элементарных комплексов. Именно такую работу проделал Гитин Фунакоси, построив на основе Канку ката группы Пинан (Хэйан), а Пинан'ы редуцировав до Тайкёку. Отсюда Тайкёку стало трамплином для овладения техникой, содержащейся в ката Пинан, а последнее — основной для мастерского выполнения Канку. Этот же принцип обучения был использован Масутацу Оямой.

Помимо связи Тайкёку ката группы Пинан и Канку, Тайкёку имеет так же самостоятельное значение, и качественное выполнение ее в хорошем темпе (т.е. 16—18 сек.) является хорошим тестом на мастерство, так как здесь невозможно спрятаться за экзотическую технику, и уровень исполнения сразу виден. Кроме того, от Тайкёку тянутся нити и к другим ката-Цуки-но-ката, Гэкусай дай, Гэкусай сё и дальше.

Кроме ката Тайкёку, принципы которых служат базой для более сложных скоростных динамичных комплексов, в основе системы Кёкусинкай, безусловно, лежит Сантин-но-ката. Этот комплекс, имеющий простой текст и элементарные перемещения в сантин-дати, известен во многих школах, но в Кёкусинкай приобретает особо важное, фундаментальное значение. Главное здесь — сам способ выполнения движений и установки сознания, которое может передавать только хороший наставник. Сантин-но-ката выполняется с максимальной концентрацией, медленно и с мощным силовым дыханием Ибуки. Такой стиль выполнения отличается большой энергоемкостью. Двухкратное выполнение ката, которое занимает 3—4 минуты, по объему нагрузки примерно соответствует часовой разминке и сопровождается активной мобилизацией ресурсов организма. Сантин-но-ката является мощным медитативным комплексом, эхо которого многократно отзывается, по существу, во всех усложненных, сложных и высших ката. Прямым продолжением Сантин-но-ката является Тэнсё, где медленные концентрированные движения, выполняемые с Ибуки, сочетаются со скоростными "покрытиями" (тэн-сё), имеющими в арсенале Кёкусинкай важное значение. От Сантин-но-ката и Тэнсё идет линия к таким ката, как Янцу, Сайфа, Сэйентин, Суси хо, Гарю, Сэйпай.
Если на уровне разнотипных базовых ката в системе Кёкусинкай безусловно выделяются ката группы Тайкёку и Сантин-но-ката, то на следующей ступени сложности можно выделить уже 4 разнохарактерных типа комплексов. Это ката группы Пинан, Цуки-но-ката, Тэнсё и Янцу. Принципы, заложенные в них, находят разнообразные проявления и взаимодействуют друг с другом в сложных и высших ката.

Наряду с 20 основными ката школы Кёкусинкай в обучение вводятся дополнительные усложненные ката, производные от простейших и базовых. В них все повороты выполняются в противоположную сторону — через спину, на 360°, то есть по принципу "ура". Это Ура-Тайкёку (1 —3) и Ура-Пинан (1—5). К дополнительным можно отнести 2 очень простые формы ката, приближающиеся к кихону. Они так и называются Кихон-ката 1 и 2 и служат для закрепления базовой техники в перемещении по усложненной траектории ( в первом случае это траектория креста, во втором — схема Тайкёку). В Кёкусинкай для овладения ката применяются разные методы. Помимо выполнения ката в основном темпе и характерном ритме с необходимой концентрацией и Киай (выкриком) в строго определенных местах используются, например: замедленное и плавное выполнение ката без концентрации или, наоборот, с предельной концентрацией; в разных режимах двигательно-дыхательной координации (где движения на основе ритма дыхания делятся на фазы или, напротив, объединяются в связки); быстро, с концентрацией и Киай на каждом движении и т.п. Чаще всего такие модификации производятся с простейшими ката. Кроме того, простейшие ката, при сохранении схемы перемещений, усложняются за счет введения новых технических элементов и более сложных комбинаций, что отчасти можно рассматривать как форму усложненного кихона или как образование промежуточного типа (Кихон-ката). В качестве особых тестов используются также выполнение ката с элементами мысленной тренировки (все комбинации выполняются практически не сходя с исходного места), в обычном режиме, но с закрытыми глазами, на скользком полу (политом водой) и т.п. Один из силовых тестов состоит в том, что один партнер садится на плечи другому и они вместе выполняют какую-нибудь простейшую ката. Один партнер перемещается, а другой выполняет синхронно соответствующие движения руками. Потом партнеры меняются ролями.

Значение ката трудно переоценить, но это очевидно прежде всего для тех, кто уже достаточно продвинулся на пути боевого искусства. Любопытно, что обучение контактному стилю таит для непосвященных опасность пренебрежения этой традиционной формой тренировки. Ката нередко предпочитают спарринговую практику. По-видимому, недаром Масутацу Ояма призывал своих учеников посвящать работе на ката 50% всего времени занятий каратэ. Такая пропорция показательна сама по себе и не нуждается в комментариях. Можно лишь добавить, что в настоящее время именно в Кёкусинкай, силовом контактном стиле, где спарринговые тесты являются нелегким испытанием, самым серьезным оказывается все же технический экзамен, который определяет фактическую принадлежность бойца к стилю. Примечательно, что именно по ката, являющимися технико-стилевыми комплексами, с 1989 г. в Европе проводятся отдельные чемпионаты как для мужчин, так и для женщин.
  

Комментариев: 0 | Подробнее »
Яндекс цитирования